Суть дьявола

Суть дьявола
Французский исследователь Ролан Вильнев пишет в своей книге «Оборотни и вампиры» (Париж, 1976 г.): «Я убедился, что все это очень сложно и страшно.
Суть дьявола
Французский исследователь Ролан Вильнев пишет в своей книге «Оборотни и вампиры» (Париж, 1976 г.): «Я убедился, что все это очень сложно и страшно.

Но дело в том, что сегодня мы наблюдаем рецидив оккультизма, существующего параллельно с ошеломляющим развитием науки и техники, и он часто основан на мрачных ритуалах и крови. Пресса все время выдает нам информацию о тибетских тайнах, ритуалах инициации людей-леопардов, случаях изгнания духов и демонов, о жутких обычаях племен некрофагов — и приятный холодок пробегает по спине читателя».

Nox et solitude plenae sunt diabolo

Это постулат из средневековой демонологии — «Полная темнота и одиночество — суть дьявола». Именно по ночам, когда светит «волчье солнце», нечисть покидает свои логова. Но точно так же помешанные, садисты и преступники отправляются с наступлением сумерек на поиски легкой и безопасной добычи. Сексуальные маньяки, нападающие на женщин и детей, подвергают их истязаниям, мало отличающимся от тех, каким подвергали свои жертвы ликантропы-оборотни. Они всего-навсего сменили имя.

Их поступки остались действиями одержимых, ищущих грубых, быстрых и кровавых наслаждений, которые может им дать садизм. Предмет их эгоистического исступления должен жестоко страдать, ощутить себя униженным и опозоренным, чтобы усилить наслаждение, которое Нуарсей, страшный герой маркиза де Сада, уже определял как манию.

Эта укоренившаяся склонность к насилию и агрессивности, выражающаяся в стремлении изнасиловать или желании выпотрошить жертву, присуща как людям с подавленной гиперсексуальностью, так и инфантильным или сексуально отсталым.

Ролан Вильнев пишет: «Интенсивность этих желаний меняется в зависимости от уровня умственного развития, образования и сексуальных потребностей субъекта. Нам и
2000
звестно, к каким бесчинствам могут привести извращенно усвоенные книги. У предрасположенных к этому людей сильное эмоциональное потрясение может вызвать стремление подражать, доходящее до попытки убийства».

Всегда будут существовать преступники, которые начинают с того, что сворачивают шеи цыплятам, убивают кроликов, любят смотреть на пожар, присутствовать при сценах насилия и пытках. Само происхождение таких пристрастий определить трудно. Сейчас, в общем-то, признано, что эти болезненные признаки носят, прежде всего, наследственный характер. Но и наследственность может осложняться нищетой, трудностями и горем, способными спровоцировать истерию.

«Но есть и такой момент: злоупотребления одинокими наслаждениями способствуют появлению мрачных мыслей, тревожной тоски и бессонницы, которые непременно развиваются на фоне умственной деградации. Сексуальная мания происходит скорее от пустоты в голове, чем от переизбытка гормонов», — мрачно заметил по этому поводу Ф.Бурдах.

И это соображение как нельзя лучше подходит к психопатам-садистам и некрофилам. Почти все они признавались, что перед тем, как выплеснуть избыток жизненных сил, страдали от головокружения, мигрени и звона в ушах, а кошмары также способствуют усилению тревожности.

Английский психиатр Дж. Калмейль пишет: «Продолжая исследования в области помешательства, я встретился с одной мономанкой, у которой были налицо основные проявления вампиризма. Пока солнце стояло над горизонтом, у нее не замечалось ни болей, ни страхов. Но вечером, едва она засыпала, ей казалось, что обнаженный призрак садится ей на грудь и жадно сосет оттуда кровь. Она мгновенно просыпалась и, боясь повторения пытки, все время была настороже и изо всех сил старалась не уснуть снова…»

Неведомая, возможно, дьявольская, но всегда непобедимая сила заставляла этих людей действовать. Они, впрочем, никогда не сожалели и не раскаивались ни в одном своем поступке. В погоне — и какой опасной! — за этим чувственным успокоением Жиль де Рэ не останавливался перед святотатством. Бертран перебирался через ледяные реки, маньяк Ваше преодолевал огромные расстояния, а Ардиссон своими крючковатыми пальцами рыл землю на кладбищах, пишет Ролан Вильнев. Все они совершенно нечувствительны к боли, холоду и жаре. Кроме того, они часто лишены обоняния, что объясняет, как они могут с утилитарными целями или ради эстетического удовольствия подолгу сохранять головы или тела своих жертв.

И вот здесь выясняется, что в сексе царит еще большая неразбериха, и границы между «нормальным» поведением и привычками, выходящими за его пределы, до странности зыбки. Непреодолимое влечение к крови проявляется у самых разумных людей в эротических снах или поцелуях, которые иной раз напоминают садистские укусы. Между прочим, Новалис всегда задумывался над вопросом, не скрывается ли за половым влечением желание отведать человеческой плоти?

«Что поделаешь, у каждого свои пристрастия. У меня это трупы», — заявил однажды Анри Бло ужаснувшимся судьям. Можно сколько угодно оплакивать чье-то трудное детство, но нет никаких определенных границ между этими категориями преступников (да и к тому же само это определение не всегда вполне точно), разве что одни обращают свою страсть на живых (расчленители и убивающие из сладострастия), тогда как эротизм других связан с осквернением трупов — некрофилы и некрофаги. (Первые испытывают половое влечение к трупам, вторые — страсть к их пожиранию. — Ред.)

«Некрофилия, почти не изученная, располагается в области чего-то странного и абсолютно непонятного, представляя собой некую противоположность вампиризму: это кошмарное отражение в зеркале, для которого она является прочной и подлинной основой, По сути, это вывернутый наизнанку вампиризм, только вместо того, чтобы мертвый тревожил сон живых, желая предать их смерти, здесь живой нарушает покой могил, оскверняет и калечит трупы».

Садизм

За немногими исключениями, пишет Р. Вильнев, потрошители принадлежат к обширной группе убийц-мономанов, которые получают больше удовольствия от убийства, чем от удовлетворения сексуальной потребности, компенсируя ее тем, что расчленяют трупы или пьют кровь. У них наблюдается патологическая наследственность; весьма часто у них в мозгу обнаруживаются спайки или повреждения — последствия хронического менингита. Таким образом, они лишь отчасти несут ответственность за превращение своих желаний в ряд зверских поступков, которые могут дойти даже до людоедства.

Правда, многие отдают себе отчет о своем состоянии и страдают от этого: так, один выдающийся химик (в 1800 г.) молил небеса избавить его от ужасной склонности; можно привести в пример и служанку, которую так влекла белизна детского тела, что она просила хозяйку держать ребенка подальше от нее. Но большинство, возбудившись от какой-нибудь подробности, находит удовлетворение в убийстве, к которому их может подтолкнуть любой пустяк.

Среди таких преступников следует упомянуть Ремрика Уильямса, который искромсал кинжалом 30 женщин (1790); потрошителя из Болыдано, который хлебным ножом распарывал жертве низ живота (1892); Менесклу, Бишеля, Гарайо и Ветцени, которые разрезали девушек на куски и испытывали жгучее наслаждение, пожирая их. (Ветцени, чей случай особенно хорошо изучен, заявил во время ареста: «Я не сумасшедший, но когда резал, ничего не видел вокруг себя. Совершив это, я был доволен и чувствовал себя прекрасно. Никогда мне и в голову не приходило трогать половые органы или смотреть на них. Мне достаточно было душить женщин за шею и пить у них кровь. Я до сих пор не знаю, как устроены женщины. Пока я душил их и сразу вслед за тем в спешке укладывался на тело женщины, я не обращал на какую-либо из ее частей больше внимания, чем на другие.»)

В самом конце XIX века Ваше и неуловимый Джек-Потрошитель — ни тот, ни другой не были сумасшедшими — прославились своими садистскими истязаниями, совокуплениями с трупами, изъятиями и мужских, и женских половых органов, которые они использовали для мастурбации. Невозможно перечислить всех их подражателей: «сатиры», которые нападают главным образом на детей, подвергают их пыткам или разбивают головы, как делали Поммери или Пайпер. А то и зверски режут или уродуют до неузнаваемости (что интересно, некоторые даже взяли себе кличку Дракула).

Дерзость и хладнокровие, соединенные с нарушенной сексуальностью и бредом преследования, сближают этих преступников с оборотнями. Их система защиты, предельно неуклюжая, усиливает сходство. Антуан Леже, чей тупой, застывший взгляд выдавал слабоумие, в 1824 г. был казнен в Версале за насилие над 12-летней девочкой. Он был арестован через 3 дня после совершения преступления. Леже сначала отпирался, потом все-таки признался, что злой дух подтолкнул его, мучительно жаждущего молодой крови, ее добыть. Как раз в это время испанец Мануэль Бланко, считавший, что его околдовали и превратили в волка, убил 6 человек и ел кусками их мясо. Как и Леже, его казнили, несмотря на помешательство.

Есть категория садистов, убивающих из сладострастия. У них жажда секса переплетена с жаждой крови, но любовное наслаждение преобладает над странным удовольствием от истязаний своих жертв. Эта жутковатая публика обычно умнее потрошителей, и они часто могут похвалиться своими преступлениями, по их мнению, не имеющими себе равных. Такая мания часто встречалась у колдунов: знаменитый Жан Гренье, например, рассказывал о воображаемых поступках. Уже давно замечено, что эти преступники получаются из людей, обреченных на вынужденное целомудрие (монахи, солдаты), на одиночество и соприкосновение со смертью (пастухи, охотники, мясники), вид крови приводит в действие эротический механизм.

Великие садисты (Нерон, Карл Злой, Жиль де Рэ, граф де Шароле) всегда стремились увидеть кровь, неразрывно связанную с наслаждением. Но они не доходили до каннибализма — Хаарман продавал на черном рынке останки юношей, из которых выкачивал кровь.

И все же любовь к анатомическим препаратам и человеческим останкам ни у кого не заходила так далеко, как у наших современников: Реджинальда Кристи и Эдв
1000
арда Хейна. Странная мания, двигавшая этими двумя извращенцами, позволяла им достичь чувственного удовлетворения, никакими другими способами для них недостижимого.

Ничто в облике Кристи — маленького, тощего, лысого пенсионера, изысканно вежливого и прекрасно одетого — не выдавало хищника, безумца ночей полнолуния, последователя Джека-Потрошителя. Он заманивал к себе проституток, устраивал утечку газа, чтобы избежать сопротивления, душил их чулком или шнурком, а когда они испускали дух, насиловал.

У этого робкого человечка, с детства страдавшего комплексом неполноценности и мигренями, давно возникла преобладающая сексуальная мания. Он оставил исповедь, в которой утверждает, что сверхъестественная сила заставила его убить не менее 10 женщин, и что смерть имела над ним магическую власть: «Они объявили меня некрофилом. Может быть, ТЭК и есть. Смерть волнует меня с детства. Все же должен заметить; что никогда не использовал тела моих жертв для того, чтобы удовлетворить свои болезненные желания. В конце концов я вообще забывал, что они здесь, и мне никогда не приходило в голову их убирать».

Но это никак не объясняет преступного поведения Кристи, который мог бы, коль его влекло к мрачным мизансценам и темным кладбищенским аллеям, ограничиться пусть омерзительными, но, в общем-то, неопасными действиям обычных некрофилов. Здесь все гораздо хуже: в юности над ним частенько насмехались девушки, а он страстно хотел «доказать, что он на самом деле мужчина». Ну что ж, мертвым он, разумеется, не должен был подтверждать свои мужские достоинства!

Эдварду Хейну больше нравилась коллекция голов и масок, достойных индейцев хиварос или папуасов, чем хранение полностью мумифицированных тел. Этот 50-летний фермер из Висконсина, укрывавший в своем доме десяток трупов, хранил головы своих жертв (прогресс обязывает!) в пластиковых пакетах и обивал стены своей спальни человеческой кожей.

Когда в 1957 г. его арестовали, он признался, что извлекал черепа из могил на ближайших кладбищах. Он утверждал, что действовал в состоянии отупения, но точно доказано, что Хейн разрезал на куски двух женщин и осквернил 9 могил.

Черная магия, сатанизм и демонизм объясняют на свой лад эту дикую манию. Так, обряды кельтско-галльского культа, требовавшие человеческих жертв, близки к т. н. «буддистским черным мессам», замеченным на кладбище в Ницце в 1952/69 гг. Мертвая голова, идеальное вместилище ума, храбрости и всех добродетелей, часто использовалась как амулет или переносной алтарь для занятий некромантией.
Их не стало меньше, просто мы привыкли…

Некрофилия

В 1573 г. перед судом инквизиции предстал плотник Жан Леру, которого обвинили в колдовстве. Но после допроса его тут же передали светским властям города Фалез — обстоятельства дела были настолько омерзительны даже для той не слишком впечатлительной эпохи, что судьи сначала даже не поверили. Этот 40-летний вдовец «выкапывал на кладбищах тела молодых девиц, недавно умерших, дабы удовлетворить ими свою дьявольскую похоть». Так сказано в приговоре, который Ролан Вильнев обнаружил в архивах Анжу.
Какая мрачная сила влечет этих маньяков на кладбища? Что движет их поступками, которые не укладываются в сознание нормального человека?

В 1955 г. один идиот в окрестностях Тулона кормил умершую, надеясь ее воскресить. Тремя годами позже в Париже другой слабоумный покончил с собой рядом с телом женщины, которое 10 месяцев хранил в ванной. В сентябре 1969 года бразильская полиция арестовала садиста, державшего в заточении в кладбищенском склепе девушку. В марте 1961 г. во Флориде была арестована Эстер Дилани — она в течение 17 месяцев берегла и лелеяла останки убитого ею мужа. В деле Мари Раймон, мистической мифоманки, обвиненной в апреле 1972 г. в том, что она отравила много людей, чтобы посмотреть, как они умирают, есть заключение медицинского эксперта: «Ее приводила в восторг последняя гримаса, сводившая рот умирающего…».

Судя по всему, мания
1000
некрофилии была достаточно распространенным явлением; прежде в домах терпимости даже устраивали специальное помещение для тех, кто воображал, будто под похоронную музыку насилует богато загримированную покойницу. В XIX веке было много случаев, когда под суд церкви отдавали священников, отличавшихся чрезмерной привязанностью к трупам.

Некрофилия встречается довольно редко, пишет Ролан Вильнев, если судить по примерам, оставленным историей. Похоже, что впервые о ней упоминает Геродот. В Египте, рассказывает он, жен знатных людей «после смерти не сразу передают в руки бальзамировщиков, так же, как и очень красивых и прославленных женщин; тела доверяют им лишь по истечении 3-4 дней. Таким образом хотят помешать бальзамировщикам насладиться этими женщинами; дело в том, что одного из них застали, когда он насиловал труп накануне умершей женщины; его выдал собрат по ремеслу. Смерть его была ужасной».

Дальше — больше. Коринфский тиран Периандр, который ненавидел своих сыновей и приказывал кастрировать детей, овладел своей женой Мелиссой, как только она умерла. Ирод, Карл Великий, Вальдемар IV, по преданию, поступали так же. Флегон, вольноотпущенник императора Адриана, рассказывает историю трактирщика, который плотски познал служанку по имени Филиния через 6 месяцев после ее смерти.

До начала XIX века таких записей накопилось довольно много, но никого они особенно не интересовали. Но затем ученые и психиатры начали собирать подчас совершенно удивительные наблюдения.

В Сито, неподалеку от Дижона, умерла жена врача этого аббатства. Муж умершей отлучился ненадолго из дому, чтобы сделать необходимые распоряжения. Вернувшись, он был поражен чудовищным зрелищем. Монах, сборщик пожертвований, совокуплялся с женщиной, которая уже была трупом. Современных анатомов не раз подозревали в том, что они проделывали то же самое в анатомических театрах.

Может быть, мрачная шутка зашла слишком далеко? Но действительно правда, что в отсутствие врачей некоторые сторожа в анатомических залах совершали порой достаточно отвратительные поступки. Газета «Тайме» писала, что один из служащих Ноттингемской больницы был уволен за «безнравственное обращение с останками закоренелой холостячки».

Люди, по долгу службы имеющие дело с безжизненными телами, — могильщики, кладбищенские сторожа, смотрители моргов, — чаще других впадают в подобные извращения, И вот что странно: к такому достаточно отвратительному занятию имеют влечение не только законченные идиоты и слабоумные. Вполне нормальным был признан Анри Бло, могильщик с кладбища Сент-Уаннс, который не постеснялся осквернить останки девочки, умершей от оспы.

Мать умершей накануне 16-летней девушки услышала какой-то шум в ее комнате. Поспешив туда, она увидела незнакомого человека в одной рубашке, он поднимался с постели, на которой покоилось тело. Мать закричала, сбежались люди, незваного гостя схватили. Им оказался обладатель большого состояния, получивший блестящее образование. Он вращался в высшем свете. Осмотр трупа показал, что над ним надругались и что сношение с ним повторилось несколько раз. Этот человек тратил огромные деньги, чтобы получить доступ к телам недавно умерших девушек, которых затем насиловал. Суд приговорил его к пожизненному заключению.

Но самое кошмарное действо устроил «идеальный и современный» образчик этой породы людей — Виктор Ардиссон, «вампир» из Мюи (департамент Вар), приговоренный сначала к смертной казни, замененной на пожизненное заключение. Это был могучий и волосатый человек, родившийся от неизвестного отца и развратной неуравновешенной матери.

Он с раннего детства выделялся прожорливостью, отсутствием такта и вкуса, вдобавок был совершенно безнравственным, но общества женщин избеган: те его презирали. После службы в армии занял должность деревенского могильщика. И тогда его инстинкты некрофила нашли выход. Этот «многоженец» изнасиловал, всегда получая одинаковое удовлетворение, трупы сотни женщин в возрасте от 4 до 60 лет.

Его погубило полное отсутствие обоняния: он
2000
решил в «память о любви» сохранить при себе останки маленькой девочки, с которыми утолял свою страсть. Запах трупа привлек внимание жандарма. Ардиссон ни в чем не раскаивался до самого конца.

Автор: Н.Шаповалов
«Интересная газета. Магия и мистика» №3 2012 г.
x-files.org.ua

Нет комментов