Придворные духи

Придворные духи
..В 1853 году отставной дипломат, а ныне поэт и цензор Федор Иванович Тютчев стал хлопотать об устройстве ко двору своей старшей дочери Анны. Ходатайство завершилось успехом. 24-летняя Анна Федоровна стала фрейлиной цесаревны Марии Александровны, жены наследника престола.
..В 1853 году отставной дипломат, а ныне поэт и цензор Федор Иванович Тютчев стал хлопотать об устройстве ко двору своей старшей дочери Анны. Ходатайство завершилось успехом. 24-летняя Анна Федоровна стала фрейлиной цесаревны Марии Александровны, жены наследника престола.

Выросшая в Германии, Анна отличалась пытливым умом и образованностью. Но в царском дворце процветали совсем другие интересы. Вскоре молодая фрейлина увидела очень странные вещи.

ИГРЫ СО СТОЛАМИ

В то время любимыми развлечениями августейшего семейства стали… спиритические сеансы. Да-да, на исходе правления Николая I и в первые годы царствования Александра II эпидемия спиритизма буквально охватила великосветские круги. Зарубежный «гастролер» медиум Дэниел Хьюм стал желанным гостем в петербургских дворцах, где всерьез занялись вертящимися и пишущими столами.

Придворные духи

Эти пресловуты
1000
е столы-«медиумы», величиной не больше тарелки, стояли на трех ножках, одна из которых была снабжена карандашом. «Игрушка» поддавалась малейшему нажиму руки, будто бы магнетизирующей стол, и легко проводила знаки на бумаге, якобы принимая сообщения духов.

Тютчева с удивлением констатировала: действительно, столики пишут какие-то слова, дают примитивные ответы на вопросы. Однако ее критический ум и религиозность не позволяли воспринять эти игры всерьез.
«Конечно, существуют явления необъяснимые… Человека тянет ко всему сверхъестественному, — вот чем объясняется широкое влияние Калиостров всех времен», — считала молодая фрейлина.

В роли Калиостро середины XIX века выступал медиум Дэниел Хьюм. Этот невзрачный человечек буквально преображался во время сеансов: глаза сияли фосфорическим блеском, рот приоткрывался, будто от затрудненного дыхания, а волосы медленно вздымались и вставали дыбом. Глядя на эту жуть, Тютчева сравнивала Хьюма с Пифией на треножнике.

Придворные духи

Сам Хьюм говорил, что во время сеансов «сильно страдает». «Он очень молчалив, часто говорит о Боге и о религии и, по совету стола, из англиканского вероисповедания перешел даже в католицизм», — писала Анна.
Дошло до того, что некоторые придворные стали рассматривать столы как инструмент для откровений… Святого Духа. Ни больше ни меньше.

Но с какой стати считать, что это сила святая, а не наоборот? Впрочем, кто ж признает, что общается с бесами, тем более если считает себя православным верующим. Однако, по мнению церкви, ангельские сущности с обычными грешными людьми не общаются, только святые подвижники удостаиваются видеть «небесные силы», ибо такой дар нужно заслужить. Зато всякая нечисть, обладая сверхъестественными способностями, всегда готова явиться на зов любопытных (спиритов и проч.), дабы запудрить «человекам» мозги.

«РЕЧИ ДУХА»

Игры со столами наводили Анну Тютчеву на печальные мысли: люди обнаруживают глупейшее легковерие. Ее младшая сестра написала по этому поводу забавный стишок: Столом быть не хочу, Духом быть не могу, Я обман.
Однако отец, Федор Иванович, воспринимал столы всерьез. Когда началась Крымская война, знаменитый поэт вконец завертелся со своими волшебными столами—и пишущими, и даже пророчествующими.

К примеру, дух предвещал на 1854 год освобождение Константинополя от турецкого владычества и блестящую победу России. Тютчев совершенно серьезно утверждал, что общается с душой умершего князя Черкасского, которая поселилась в столе. Эта патриотичная душа «из стола» проповедовала Крестовый поход против неверных и торжество славянской идеи — в строгом соответствии с желаниями самого Тютчева.

Когда Анна выразила отцу свои сомнения в искренности духа, тот разобиделся и хлопнул дверью. Дочь поэта очень сожалела об отце с его блестящим умом, но «совершенно нетвердым в области нравственных принципов и религии».

Между тем Федор Иванович пришел в крайнее возбуждение. Главной темой бесед с духами оставался Восточный вопрос, т. е. освобождение балканских народов от ига турок.

По мнению «столовых духов», Восточный вопрос должен был разрешиться лишь в 1897 году, когда потомок Николая I вступит на константинопольский престол под именем Михаила I. К тому времени Австрия якобы развалится. Англия же вступит в союз с Россией. Французский монарх Наполеон III погибнет, после чего «красные» на время возьмут верх… Такие «речи» духа радовали Тютчева.

Увы, если бы он дожил до вожделенного 1897 года, то не обрадовался бы. Никакого Михаила на константинопольском престоле не было и в помине. Там по-прежнему сидели турки. Австрия тоже не развалилась. Восточный вопрос в основном был урегулирован задолго до указанного года. Англия оставалась враж
1000
дебной России. Лишь по поводу Франции кое-что оказалось верным, только Наполеон III не погиб, а эмигрировал в Англию. Во Франции «установилась» Парижская коммуна, но вскоре была разгромлена.

ЦАРСКАЯ ЧЕРТОВЩИНА

Эпидемию дворцовых столовращений ненадолго прервала смерть Николая I. Но вскоре высшее общество вновь завертелось вокруг «волшебных» столов, тем более война продолжалась, а русские войска терпели поражение.
Конечно, всем патриотам хотелось «усмотреть в астрале» счастливый поворот.

Однажды графиня Александра Толстая поведала Тютчевой о многообещающем предсказании: «В 55-й час 55-й недели Константинополь вновь станет христианским после страшной борьбы, во время которой тот, кого называли сильным, будет взят с земли и на его место явится смиренный царь, который и победит».

Желающие верить видели в нем намек на текущий 1855 год, на смерть сильного Николая I и на восшествие смиренного Александра II. Однако не было слышно ни одного предсказания о сокрушительном поражении России: именно так, вопреки «счастливым прогнозам», окончилась Крымская война.

А смиренный Александр II с головой погрузился в спиритизм и ни от кого не скрывал своего страстного увлечения. Он даже кричал и бледнел при каждом «прикосновении» духов во время сеансов. «Как бы это не повредило ему с его нервной впечатлительной натурой», — беспокоилась фрейлина… Жаль только, что она ничего не написала в своих воспоминаниях о реакции духовенства на всю эту спиритическую вакханалию. Подумать только, русский царь — глава православной церкви занимается всякой чертовщиной!

Придворные духи

Вот как проходил один из сеансов в присутствии царя, обеих цариц (матери и жены Александра II), великого князя Константина, принца Вюртембергского, фрейлин Александры Долгорукой и самой Анны Тютчевой, а также «четверки графов» — Шувалова, Адлерберга, Толстого и Бобринского.

В разных углах комнаты раздались стуки, якобы производимые духами. Участники стали задавать вопросы, на которые отвечали стуки, соответствующие буквам алфавита. Затем духи объявили, что слишком много народа, и попросили убрать Бобринского и Тютчеву, которым пришлось удалиться в соседнюю комнату.

Вскоре императрица-мать почувствовала, как незримая рука коснулась ее подола, схватила за руку и сняла с нее обручальное кольцо. Затем эта невидимая рука хватала, щипала всех присутствующих, за исключением Марии Александровны. Наверное, царицу защищала религиозность и скептицизм. Из рук царя незримая рука взяла колокольчик, перенесла его по воздуху и передала принцу Вюртембергскому. Все это вызвало крики страха и удивления…

Александр II утверждал, что видел прозрачные светящиеся пальцы. Прикосновение их ощущалось как слабый удар тока. Затем стол поднялся, завертелся и застучал, выбивая такт гимна «Боже, царя храни…». Как-то во время сеанса в Петергофе царю явились духи отца-императора и дочери Александры, умершей в детстве. Они отвечали на его вопросы, указывая стуками на буквы алфавита, которые царь отмечал карандашом на бумаге.

ГРЕХ И БЕЗУМИЕ

…Однажды ночью после сеанса Тютчева проснулась от страшного шума: почему-то заиграли механические часы с заводными обезьянами. И тут она вспомнила предупреждение Хьюма: духи будут проявлять себя ночью…
Теперь Анна больше не сомневалась, что «сами черти игриво забавляются тут». «Я думаю, что иметь с ними дело грех, а еще более безумие, потому что они хотят отвлечь нас от Бога; с этой целью они пользуются языком религии, — писала фрейлина. — Несмотря на такое мое убеждение, мне очень трудно не поддаться любопытству…»

Да, трудно оторваться от соблазнительной бесовщины—в этом-то и заключается ее дурная сила. И фрейлина опять села за стол в той же блест
1000
ящей компании.

Во время сеанса стол поднимался над землей на значительную высоту, наклонялся, причем ни лампа, ни карандаш, лежавшие на нем, не двигались с места, даже пламя лампы не колыхалось. Тютчева спросила, может ли дух проявляться в стульях, и почувствовала удары по стулу. Хьюм держал на руках органчик: управляемый невидимой рукой, он играл трогательные церковные напевы. Возможно, Анна втайне надеялась услышать от духов что-то значительное. Однако духи продолжали говорить банальности.

«Я не поверю, что душа, искупленная Спасителем после своей смерти, может возиться со столами и щипать людей, чтобы убедить их в бессмертии души», — подытожила Тютчева.

К счастью, судьба все-таки вывела Анну Федоровну из царских чертогов. В 1866 году дочь поэта вышла замуж за сына писателя Аксакова — Ивана и навсегда избавилась от общения «с придворными духами».

Ирина ГРОМОВА

Нет комментов